ЕДИНАЯ РОССИЯ Фракция в Московской областной Думе
Карта сайта

Прямая речь

Руководитель фракции
С какой целью Вы посетили наш сайт?

В.Е. Аксаков: Об итогах законотворческой работы Московской областной Думы

27 мая в Московской областной Думе прошел совместный научно-практический семинар Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Московской областной Думы на тему: «Об актуальных проблемах обеспечения парламентской деятельности в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ».

В семинаре приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Московской областной Думы, сотрудники аппаратов верхней палаты федерального парламента и парламента Подмосковья.

С сообщением о работе Московской областной Думы по организации законотворческой деятельности и ее обеспечению выступил Председатель Московской областной Думы Валерий Аксаков.

Он отметил, что «это третье совместное мероприятие с Советом Федерации в текущем году, которое мы проводим здесь. И это хороший показатель делового партнерского сотрудничества регионального законодательного органа и Верхней палаты Федерального собрания по самым актуальным вопросам парламентской деятельности.

Мы всегда придавали особое значение обеспечению законодательной деятельности. Потому что от качества ее обеспечения во многом зависит результат работы законодательного органа в целом.

Приведу несколько цифр.

За 3 года работы нынешнего созыва Думы проведено 118 заседаний. Рассмотрено более 2500 вопросов, принято 692 закона, более 2600 постановлений и решений. В Госдуму РФ направлена 31 законодательная инициатива.

Очевидно, что без надлежащего обеспечения парламентской деятельности вряд ли можно было бы выполнить такой объем работы за этот период.

Естественно, свою работу мы ведем согласно  Регламенту. И не только потому, что этого требует процедура принятия нормативных актов, но и потому, что четкое регламентное обеспечение законотворческого процесса позволяет добиться необходимого  качества принимаемых законов.

Действующий Регламент был принят еще в 1994 году первым созывом Думы. В нем учтен опыт работы Московского областного Совета народных депутатов. По мере накопления опыта парламентской работы Регламент постоянно совершенствовался и позволял четко организовать правотворческий процесс в течение первых трех созывов Думы.
Вместе с тем, в связи с последними изменениями федерального законодательства, переходом на пропорциональную систему формирования Думы, появлением новых институтов гражданского общества, как, например, Общественная палата, возникла необходимость внесения в Регламент более существенных изменений.
Кроме этого выявился ряд других причин, требующих закрепления в Регламенте новых подходов к организации и порядку деятельности Думы.
Так, в связи с наделением фракций политических партий правом законодательной инициативы потребовалось несколько по-иному расставить акценты в участии профильных комитетов и политических фракций в законотворческом процессе.
Не умаляя роли комитетов, как центров законопроектной работы, возникла необходимость усилить политический компонент в работе Думы с учетом задач, стоящих перед исполнительной и законодательной ветвями власти региона.
В этих целях все проекты законов, кроме традиционного предварительного рассмотрения в комитетах, проходят обязательное обсуждение во фракциях и на Совете Думе, в состав которого входят руководители всех фракций.
Следующая задача, которую мы поставили в работе над новой редакцией Регламента, заключалась в том, чтобы «почистить» наше областное законодательство. Исключить из ряда законов те нормы, которые относятся только к порядку работы Думы. Как, например, осуществление контрольной и представительской деятельности, взаимодействие с институтами государственной власти и гражданского общества и так далее.

Теперь механизм реализации этих правоотношений Думой будет прописан в Регламенте в едином порядке.
И, наконец, к подготовке новой редакции Регламента нас подтолкнула необходимость урегулирования ряда коллизий, с которыми нам пришлось столкнуться на практике.
Их невозможно предусмотреть заранее. Их можно выявить лишь в ходе практической работы над законами – от установления регламентных требований к каждой стадии законотворческого процесса до принятия окончательного документа по результатам голосования на заседании Думы.
Новая редакция Регламента одобрена на заседании Думы. Сейчас идет работа над замечаниями и предложениями.
В связи с тем, что одновременно с принятием нового Регламента необходимо внести изменения и в ряд законов, о чем я говорил выше, то это потребует времени.
В любом случае работу планируем завершить в начале осенней сессии, и будем рады поделиться опытом с нашими коллегами.
Что касается правового, организационного и информационно-аналитического обеспечения парламентской деятельности, то не так давно по этим вопросам мы совместно с Государственной Думой провели семинар-совещание  с приглашением всех регионов Центрального федерального округа.
Состоялся детальный обмен опытом. Все лучшее мы сейчас используем в своей практической работе.
В первую очередь это касается совершенствования взаимодействия Думы с другими органами власти.
У нас налажены самые тесные взаимоотношения с Федеральным Собранием, его верхней и нижней палатами по формированию федерального законодательства.
За 16 с половиной лет работы мы внесли 185 законодательных инициатив. Из них 18 подписаны Президентом России как федеральные законы, 26 — учтены в качестве поправок, 12 — отклонены и 12  — в настоящее время находятся на рассмотрении в комитетах Государственной Думы.
Здесь две основные проблемы.
Первая — высокая доля отклоненных инициатив и вторая — длительные сроки их рассмотрения. Одна из наших инициатив, например, не рассматривается с 2005 года.
В решении этих проблем мы возлагаем большие надежды на механизм подготовки консолидированных инициатив, принятый Советом Федерации и Ассамблей Российских законодателей при Госдуме. Мы направили свои предложения по разработке проектов совместных инициатив и в Совет Федерации, и в Ассамблею.
Вместе с тем считаем принципиально важным, чтобы право подготовки консолидированных инициатив было прописано не только в соглашении Совета Федерации или в положении Ассамблеи, но и закреплено в федеральном законе.
Положительные результаты совместной работы над федеральным законодательством дает созданная система межрегионального сотрудничества. Совет законодателей Центрального федерального округа, координатором которого я являюсь, является эффективным органом для обсуждения и согласования единой позиции регионов округа в подготовке проектов федеральных законов.
Работа над формированием и совершенствованием регионального законодательства осуществляется  в  тесном  взаимодействии  с  Губернатором  области, Правительством,  центральными  исполнительными  органами,  Советом  муниципальных  образований.
При этом согласование позиций с исполнительными органами власти начинается, как правило, на стадии разработки проекта закона, когда он еще официально не внесен в Думу. В результате существенно сократилось количество законов, по которым после принятия их Думой Губернатор вносил вето. За прошлый год их было всего три.
Позитивно на качестве обеспечения законотворческой деятельности сказывается взаимодействие с федеральными территориальными органами.
Мы очень внимательно относимся к любому представлению прокуратуры и заключению управления юстиции. Считаем их важным звеном в системе обеспечения парламентской деятельности, которое способствует повышению качества законопроектной работы и принимаемых законов.
Это же подтверждается и результатами рассмотрения в судебных инстанциях обжалований на принятые нами законы. За 2007–2010 годы было рассмотрено всего 39 судебных дел и 27 из них — выиграно.
За последние годы заметно активизировалась законопроектная деятельность Советов депутатов муниципальных образований.
В 2008 – 2010 годах районные и городские Советы депутатов подготовили и внесли 119 проектов областных законов. Однако почти половина из них была отклонена или возвращена на доработку. Во многом это связано с недостатком опыта в подготовке законодательных инициатив.
В целях улучшения законопроектной работы Советов депутатов были проанализированы причины возврата законодательных инициатив без их рассмотрения и подготовлены соответствующие рекомендации.
Кроме этого, с февраля текущего года мы ввели практику приглашения  на каждое заседание Думы председателей районных и городских советов для выступления и прямого диалога по актуальным вопросам их деятельности и нормативно-правового обеспечения развития муниципалитетов.
Ценность этой формы взаимодействия в том, что она позволяет профильным комитетам оперативно приступить к подготовке проектов федеральных либо областных законов по наиболее острым проблемам, возникающим на местах.
И, в завершении,— о самом важном, на наш взгляд, виде обеспечения парламентской деятельности — кадровом.
В отличие от большинства региональных законодательных собраний разработка проектов законов в Московской областной Думе ведется не аналитическими или правовыми службами, а профильными комитетами. Многие специалисты работают со дня образования Думы, приобрели большой профессиональный опыт и обеспечивают стабильность в работе депутатского корпуса от созыва к созыву.
Главная сложность кадрового обеспечения в том, что работник профильного комитета, который непосредственно участвует в законопроектной деятельности, должен профессионально разбираться в предмете и проблемах отрасли и, одновременно, обладать хорошими юридическими знаниями.
Таких специалистов, как вы понимаете, сегодня найти крайне сложно. Поэтому наиболее важной проблемой является подготовка кадров.
На протяжении первых 10 лет деятельности Думы эту задачу мы решали как путем повышения квалификации и переподготовки кадров, так и за счет направления части специалистов в учебные учреждения для получения второго высшего образования, как правило, юридического. Это, безусловно, сыграло большую позитивную роль в улучшении обеспечения деятельности Думы и повышении качества законодательной деятельности.
К сожалению, последующие изменения в федеральном законодательстве по вопросам государственной службы лишили законодательные органы субъектов права финансировать получение гражданскими служащими второго высшего образования.
Это значительно ограничило наши возможности в формировании кадрового состава на будущее. Было бы крайне желательным вернуть данное полномочие регионам.
На этом разрешите выступление закончить. Хочу поблагодарить Владимира Федоровича, всех членов Комиссии Совета Федерации за организацию семинара у нас в Думе, а всем участникам – пожелать плодотворной работы».





    Уважаемые друзья!

Рад приветствовать вас на сайте фракции «Единая Россия» в Московской  областной Думе.
 
Наша фракция открыта для конструктивного диалога со всеми, кто заинтересован в развитии Московской области, повышении уровня жизни жителей Подмосковья, укреплении демократии и стабильности в России.
 
На сайте вы найдете информацию о нашей фракции, ее законотворческой работе, деятельности депутатов-единороссов в закрепленных муниципальных образованиях Подмосковья, сможете узнать адреса и телефоны приемных депутатов, направить обращение членам фракции.
 
Надеюсь, что информация, опубликованная на www.edinoros-mo.ru, будет для вас полезной, а наши встречи в сети Интернет постоянными.
 
Председатель Московской областной Думы,
руководитель фракции «Единая Россия» И.Ю. Брынцалов

Фотогалерея

Мособлдума провела выездное заседание в Дубне